Стат ті
Особые случаи при выполнении прыжков с парашутом.
При прыжках с десантно-тренировочными парашутами
118. Пpи выполнении прыжков с парашютом возможны случаи, когда возникает угроза безопасному исходу прыжка. Каждый парашютист должен быть готов к грамотным действиям по предотвращению таких случаев и их ликвидации.
К наиболее характерным особым случаям при выполнении прыжков с парашютом относятся:
- попадание стабилизирующего или вытяжно.го парашюта в ноги парашютиста или
под руку;
- зависание парашютиста за самолетом;
- схождение парашютистов в воздухе и попадание в стропы другого парашютиста;
- попадание в восходящие и нисходящие потоки;
- приземление на препятствия;
- частичный или полный отказ парашюта в работе.
Попадание стабилизирующего, парашзта в ноги.
119. При нарушении правил отделения от самолета стабилизирующий купол с соединительным звеном может попасть в ноги или под руку парашютиста. При таком положении, если не принять меры, может произойти полный отказ парашюта в работе. В этом случае необходимо широко развести ноги и освободить руками стабилизирующий купол от зацепления. Если такая попытка не дала положительных результатов, следует немедленно ввести в действие запасной парашют.
Схождение парашютистов в воздухе.
120. Парашютисты должны избегать схождения в воздухе. Это обеспечивается соблюдением установленных интервалов между парашютистами при отделении от самолета, размещением в самолете по весу, осмотрительностью парашютистов в воздухе и умелым управлением куполом парашюта.
При создавшейся угрозе встречи двух парашютистов во время снижения пеобходимо принять все меры, чтобы не допустить близкого схождения друг с другом. Для этой цели применяется скольжение (рис.10).
121. Если предотвратить схождение
не удалось и один из парашютистов зацепился за стропы другого, то необходимо
быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и принять все меры,
обеспечивающие снижение и благополучное приземление обоих парашютистов хотя бы
на одном куполе.
Когда один из парашютистов при схождении проскочит между стропами парашюта
другого и его купол сложится, то парашютист, оказавшийся верхним, обязан
схватить руками погасший купол и удерживать его до приземления (рис.11).
122. В том случае, когда
парашютисты после схождения и зацспления окажутся на одном уровне, а ку-
пола их парашютов будут продолжать работать, необходимо обхватить друг друга
руками и так держаться до момента приземления, при этом во время снижения
следует внимательно вести наблюдение за положением куполов и приближением земли
(рис.12).
123. При схождении может оказаться, что один парашютист проскочит через несколько строп купола другого парашютиста и купол его парашюта начнет затягивать в образовавшуюся петлю.В этом случае парашютист, в чьи стропы попал другой, должен немедленно обрезать зацепленные стропы (рис. 13).
124. Если у парашютистов при схождении оба основных парашюта начнут гаснуть, одному из них, находящемуся выше, необходимо немедленно раскрыть запасной парашют и обоим снижаться на одном запасном парашюте. Запасной парашют другого парашютиста следует применять в случае крайней необходимости (рис. 14).
125. Возможны случаи, когда один из парашютистов при снижении может оказаться под куполом другого. При таком положении парашют верхнего парашютиста, попав в зону аэродинамического затенения, сложится и погаснет. Чтобы предотвратить это явление, верхний парашютист должен немедленно предупредить голосом нижнего о том, чтобы он глубоким скольжением ускорил свое снижение и отошел в сторону. При этом верхний парашютист должен применить скольжение в противоположном направлении.
Попадание в восходящие и .нисходящие потоки.
126. При попадании в восходящий поток необходимо правильно оценить обстановку и действовать в соответствии с создавшимися условиями.
127. Попадание в нисходящий поток определяется по ускоренному снижению парашютиста по отношению к рядом снижающимся парашютистам. При попадании в нисходящий поток необходимо путем натяжения боковых лямок произвести подскальзывание в сторону до выхода из нисходящего потока, а при необходимости раскрыть запасной парашют.
Приземление на препятствия.
128. Во всех случаях предполагаемого попадания на препятствия парашютист должен методом скольжения отойти от него. Если не удалось этого сделать, следует хорошо сгруппироваться, свести ноги вместе и встретить препятствие полными ступнями ног (рис. 15).
129. При приземлении на лес парашютист должен на высоте 100 м развернуться по ветру и встретить препятствие полными ступнями ног, предохраняя руками лицо от ударов о стволы и ветви деревьев (рис. 16).
При зависании на высоком дереве парашютист самостоятельно принимает меры к безопасному спуску па землю. В этом случае необходимо раскрыть запасной парашют и по его стропам и куполу опуститься на землю (рис. 17).
130. При попадании на середину крыши необходимо быстро освободиться от подвесной системы и удержаться на здании (рис. 18).
В случае приземления на край крыши нужно, не допуская гашения купола, быстро спрыгнуть вниз (рис. 19).
131. При спуске на телеграфные столбы с проводами или линии электропередачи парашютист, используя скольжение, должен постараться уйти от препятствия, а если это не удалось, стремиться ступнями ног оттолкнуться от проводов. При этом тщательно предохранять лицо и голову от возможных ударов о столб или провода. При попадании в провода стараться пройти между ними, не допуская попадания проводов между ног и касания проводов руками.
Отказ парашюта в работе.
132. Отказы парашютов в работе
подразделяются на частичные и полные.
При частичном отказе ранец парашюта раскрыт полностью, чехол с купола сошел, но
купол перехлестнут стропами и полностью не наполнился или оказались разорванными
жизненно важные узлы парашюта: ткань купола, усилительный каркас, стропы, лямки
подвесной системы.
К полному отказу парашюта в работе относятся: нерасчековка ранца, несход чехла с
купола, непрекращение стабилизации, порыв купола, складывание купола из-за
порыва строп.
Применение запасного падашюта.
133. Во всех случаях, когда
произошел отказ основного купола в работе (полный или частичный), создающий
угрозу нормальному приземлению, парашютист обязан ввести в действие запасной
парашют .
При частичном отказе купола и при несходе чехла с купола на парашютах, млеющих
замки отцепки, парашютист должен немедленно, как только обнаружил отказ,
отцепить отказавший в работе купол и только после этого ввести в работу запасной
парашют.
134. Для раскрытия запасного
парашюта при отсутствии основного купола необходимо выдернуть кольцо запасного
парашюта.
Если купол при этом не наполнился (попал в зону аэродинамического затенения),
вынести в сторону руку, что приведет к изменению положения тела.
135. Для приведения в действие
запасного парашюта при частично работающем основном куполе необходимо:
- свести ноги вместе и подогнуть их под себя;
- придержать левой рукой клапаны ранца, а правой резко выдернуть вытяжное
кольцо;
- взять купол обеими руками и энергично отбросит- его от себя в сторону и вверх,
затем для ускорения раскрытия купола руками вытащить стропы из сот ранца и,
взявшись рукой за несколько верхних строп, рывками натягивать их на себя, пока
купол не наполнится воздухом.
При прыжках со спортивными парашютами.
135. Наиболее характерными отказами
спортивных парашютов в работе являются:
- несход чехла с купола основного парашюта;
- перехлестывание купола стропами;
- зацепление вытяжных парашютов за ноги парашютистов;
- непреднамеренная отцепка одного из замков КЗУ;
- частичное ненаполнение купола;
- заедание ленты рифления;
- закручивание строп;
- попадание вытяжного парашюта в стропы основного.
137. Несход чехла с купола наиболее
часто происходит по следующим причинам:
- скручивание вершин чехла и купола в жгут;
- невыход строи из сот чехла купола.
138. Скручивание вершин купола и
чехла может произойти из-за интенсивного вращения шарового вытяжного парашюта
(ШВП) в процессе вытягивания чехла с куполом из ранца и выхода строп из сот
вследствие плохого состояния пружин ШВП.
Меридианальние пружины ШВП подвержены остаточной деформации (нераспрямление
пружин в первоначальное состояние) и при эксплуатации приобретают
пропеллерообразную форму, из-за чего и происходит вращение ШВП в потоке.
Чтобы предотвратить подобное явление, которое может привестик отказу парашюта в
работе, необходимо перед зачековкой и укладкой ШВП в ранец выправить
меридиальные пружины, придав им первоначальную форму.
Длительное хранение ШВП разрешается только в расчекованом состоянии.
139. Невыход строп из сот может
произойти из-за попадания в стропы посторонних предметов или неисправности сот
(надрыв строчки, нарушение оплетки, вспучивание резиновых нитей в местах
повреждения сплетки).
Для предотвращения отказа парашюта в работе необходимо исключить попадание
посторонних предметов в стропы. Укладка строп в неисправные соты запрещается.
140. Перехлестывание купола
происходит в основном из-за неправильной укладки купола и строп в соты или из-за
раскрытия ранца в неблагоприятном положении. Перехлестывание стропами купола
спортивного парашюта, как правило, сопровождается вращением.
Допуск к прыжкам со спортивными парашютами парашютистов, не освоивших устойчивое
свободное падение, запрещается. Перед pacкpытиeм парашюта парашютист обязан
придать телу наиболее благоприятное положение, обеспечивающее в момент раскрытия
ранца беспрепятственный выход чехла с куполом из ранца и строп из сот чехла
(рис. 20).
141. При зацеплении вытяжных
парашютов за ноги парашютиста создается наиболее аварийная обстановка, при
которой стропы парашюта вытягиваются во всю длину, а купол, продолжая оставаться
в чехле, образует "дугу" (петлю), в которую может попасть запасной парашют. Если
вытяжные парашюты зацепились за ноги, парашютист обязан освободиться от них,
сняв их с ног руками или обрезав ножом.
Если освободить ноги от вытяжных парашютов не удалось, парашютист обязан
ликвидировать "дугу", отцепив замки ОСК, или обрезать лямки свободных концов и
раскрыть запасной парашют.
142. Непреднамеренная отцепка одного
из замков КЗУ может произойти из-за неисправности замков или неправильного их
монтажа.
При отцепке одного из замков парашютист обязан отцепить другой замок и раскрыть
запасной парашют.
143. Частичное ненаполнение боковых
камер (воздухозаборников) в планирующих оболочковых парашютных системах может
произойти из-за неправильной регулировки длины строп.
Если боковые воздухозаборники оказались ненаполненными, парашютист должен при
помощи разворотов попытаться наполнить камеры, а если это сделать не удалось,
проверить по высотомеру и секундомеру скорость скижения. При превышении скорости
8-9 м/с отцепить отказавший в работе парашют и раскрыть запасной.
144. Заедание ленты рифовки с
последующей неразрифовкой купола может произойти из-за заправки перекрученной
ленты рифовки под карманы ранца или из-за укладки парашюта с влажной лентой
рифовки.
Чтобы избежать заедания ленты рифовки в люверсах, необходимо, не дожидаясь
полного наполнения купола, с помощью раздергивающей стропы втянуть ее внутрь до
выбора всей слабины.
Если лента рифовки не вытягивается, следует двумя-тремя резкими движениями
раздергивающей стропой вверх-вниз передернуть ленту рифовки. Если при этом
парашют не разрифовался, необходимо расчековать одновременно левый и правый
ктеванты и резко, на полный ход, натянуть стропы управления.
При неразрифовке купола после выполнения указанных операций парашютист обязан
отсоединить с помощью замков отказавший в работе купол и раскрыть запасной
парашют.
145. При невыдерживании в процессе
раскрытия парашюта устойчивого положения тела и при неправильной укладке строп в
соты может произойти закручивание строп. В этом случае парашютист должен свести
вместе свободные концы подвесной системы и вращательным движением тела и ногами
помогать раскручиванию строп.
Если стропы не раскручиваются и парашют не наполнился, нужно отсоединить с
помощью замков ненаполнившийся купол и раскрыть зипаспой парашют.
146. При неблагоприятных
аэродинамических условиях в момент раскрытия основного паршюта вытяжной парашют
(парашюты) может попасть в стропы или щели основного парашюта или зацепится за
ленту рифовки, вызывая при этом вращение купола.
При попадании вытяжного парашюта в стропы, щели или петли шнура рифовки
парашютист должен резким движением строп управления или свободных концов
подвесной системы попытаться освободить купол от зацепления. Если ликвидировать
зацепление вытяжных парашютов не удалось и снижение происходит с вращением или
неустойчиво, парашютист обязан отцепить с помощью замков отказавший в работе
купол и раскрыть запасной парашют.
147. При отказе в работе планирующей оболочковой парашютной системы и щелевого
парашюта все действия по введению парашюта в работу должны быть прекращены на
высоте 600 м, после чего парашютист обязан отцепить отказавший в работе купол и
раскрыть запасной парашют.
© 2001-2023, eXtreme.lviv.ua При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове